Главная - Основы производства мебели - Роль дизайна в развитии технологии производства мебели

Роль дизайна в развитии технологии производства мебели
Советы мебельщику - Основы производства мебели

роль дизайна в развитии технологии производства мебели

М.И.Канева, доцент Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии.
Движущими силами в развитии технологии мебельного производства выступают дизайн и экономическая эффективность. Под экономической эффективностью в данном контексте понимается увеличение выхода продукта при стабильно высоком качестве и уменьшении трудозатрат. Дизайн рассматривается как вид творческой деятельности, направленной на проектирование нового промышленного продукта с учетом взаимодействия функциональных, технических и эстетических требований и как результат этой деятельности.
Связь дизайна и технологии формообразования мебели прослеживается на всем протяжении истории мебели. Характерно, что на протяжении веков приоритетной оставалась художественная сторона, особенно когда требовалось создать выразительный художественный образ, то есть подчеркнуть в изделии мебели общественный и имущественный статус заказчика. Ярким примером могут служить табуреты с точеными ножками из Древнего Египта. В период их изготовления не было токарного станка, детали правильной точеной формы вырезались вручную и лишь почти тысячу лет спустя будет изобретен токарный станок, облегчающий получение правильной формы тел вращения. Это пример приоритета дизайна во взаимодействии дизайна и технологии.

Любопытным примером связи формы и технологии формообразования при сохранении приоритета художественного начала служит корпусная мебель периода рококо. В комодах типа бомбэ приоритет формы несомненен. Разработка трудоемкой технологии изготовления корпусной мебели с поверхностями сложной кривизны и особые приемы их фанерования - следствие устойчивого представления об идеальной тектонике корпусной мебели в середине XVIII века. Это дорогая парадная мебель штучного изготовления, отвечающая имущественному и общественному статусу заказчика. Разработка технологии велась под проект .
В более утилитарных предметах бытовой мебели технология изготовления подчинена прежде всего функциональным требованиям. Ярчайший пример хорошего дизайна в истории мебели - голландские бытовые стулья XVII века. Их изготовители применили (очевидно, впервые) технологию изготовления гнутых клееных деталей для поперечных элементов спинки. Эти горизонтальные детали спинки склеены из двух слоев толстого пиленого шпона с одновременным изгибом. Задние точеные ножки, переходящие в стойки спинки, выточены вручную, без применения токарного станка. Они имеют изгиб в нижней части, и по направлению волокон древесины видно, что изгиб получен не гнутьем, а резанием, то есть испытанным веками способом.

Приоритет формы над технологией традиционно был настолько силен, а художественная форма порой обретала такие черты новизны и повышенной пластики, что намного опережала развитие технологии, как бы призывая ее следовать этому развитию, догонять его. Особенно ярким примером такого опережения уровня художественного пластического формообразования над уровнем технологии производства может служить мебель по рисункам архитектора К.И.Росси. Мебель для сидения, спроектированная Росси, не только стилистически связана с архитектурой, но пластически отвечает сложной пластике человеческого тела. При этом архитектор очевидно не был озабочен, каким технологическим способом будет воплощен этот проект, будучи абсолютно уверен в мастерстве российских столяров. И, надо отметить, не ошибся, поскольку часть этой мебели, постоянно эксплуатируемая, продолжает служить для отдыха посетителей в залах Гос.Эрмитажа, демонстрируя наряду с художественным совершенством завидную прочность. В основу проекта Росси взял традиционную форму мебели русского классицизма - форму корытца , как бы вырезав из нее лишний материал, отчего линии пластического абриса необыкновенно красиво разворачиваются в трехмерном пространстве. Мебельные мастера выполнили эти сложные формы столярным способом, пользуясь шаблонами и приспособлениями для воспроизведения соединений вручную при изготовлении значительной партии одинаковых изделий.

Между тем, примерно в то же время, в рамках стилистики бидермейер ставится и успешно решается проблема воспроизведения малыми сериями бытовой мебели довольно сложных очертаний. Когда в конце третьего десятилетия XIX века формируется направление историзма, то возникает острое противоречие между тенденцией серийности мебели и модой, например, на рококо, в котором мебель была штучной, ручного изготовления, исключающего серийность.
Мебель для сидения - стулья и кресла в стиле рококо особенно материалоемки, поскольку весьма невелико полезное использование массива древесины по сравнению с отходами при изготовлении столярным способом сложных пространственных криволинейных деталей, обработанных резанием и декорированных резьбой. В целом изготовление этих сложных декоративно-пространственных изделий путем столярного соединения множества мелких деталей было чрезвычайно трудоемким, требовало больших затрат времени и высокой квалификации рабочих. Ведь то обстоятельство, что успехи механизации в XIX веке освободили от ручного распиливания сырья на заготовки, не изменило сущности работы квалифицированных мастеров, поскольку они и ранее не были обременены ручной распиловкой древесины - это был удел учеников и подмастерьев. Квалифицированный труд оставался ручным. Чтобы существенно повысить производительность и увеличить тиражируемость, требовалось изменить технологию производства.

Именно эту задачу поставил перед собой немецкий мебельщик Михаэль Тонет, начав в 20-е годы XIX века серию экспериментов по взаимодействию дизайна мебели и технологии ее формообразования. Мало сказать, что задача была успешно решена, ибо, посвятив экспериментам полстолетия, всю жизнь, великий новатор оставил своим пятерым сыновьям образцовое предприятие с рационально организованной структурой и четко функционирующими звеньями - от заготовки и воспроизводства сырья до сбыта готовой продукции, с полностью разработанной технологией промышленного производства мебели и методикой изготовления оснастки под разработку нового дизайна продукции. Первоначальной целью Тонета было создание такой технологии, которая позволяла бы тиражировать изделия с пластичными абрисами в соответствии со стилевым направлением своего времени. Сопоставление основных очертаний типичных стульев в стиле бидермейер со стульями в стиле второго рококо и тонетовского стула № 14 обнаруживает совпадение их очертаний. Тонетовский гнутый стул № 14 - это квинтэссенция функциональной пространственно-пластической композиции, очищенной от суеты украшательства в каком-либо стиле. Поэтому он занял достойное место в ряду образцов вневременного дизайна .

Следует вспомнить, что М.Тонет начинал свои эксперименты с попыток разработать технологию производства гнутоклееной мебели. Но поскольку технология вначале, как и было принято, разрабатывалась под образец с учетом требований стилистики, а первоначальные образцы мебели Тонета имели петлеобразные изгибы, в которых слои шпона проклеивались плохо, то разработать для массового производства достаточно простую оснастку ему не удалось. К концу 30-х годов XIX века Тонетом была изготовлена лишь небольшая партия этих стульев. Для серийного производства потребовалось бы разработать сложное прессовое оборудование. Обнаружив опытным путем, что с помощью ручных струбцин пакеты шпона проклеиваются плохо, Тонет переключился на разработку технологии промышленного производства гнутой мебели из массива древесины, пластифицированной горячим паром, в чем, как известно, и преуспел. Оснастка с применением струбцин оказалась в этом случае достаточной и целесообразной.

Успешная серия опытов по технологии формообразования серийной гнутоклееной мебели состоялась ровно через сто лет после первых экспериментов Тонета, в период, когда в ряде отраслей промышленности уже стало применяться прессовое оборудование. Финский архитектор Альвар Аалто в 1930 году спроектировал штабелируемый стул с цельноформованным гнутоклееным блоком сиденье-спинка на консольном трубчатом основании. Нам неизвестно, знал ли Аалто об опытах Тонета с гнутоклееной древесиной или о выданных в США в 1870-е годы патентах на производство гнутоклееных конструкций из древесины. Реально предположить, что он просто перенес в производство мебели передовую технологию из такой важной отрасли финской промышленности, как производство лыж. Но чтобы применить эту технологию в мебельном производстве, потребовалось опытным путем изучить возможности формообразования с изгибами в одной, двух и трех плоскостях, а также определить границы упругих и несущих свойств гнутоклееных конструкций. Вместе с единомышленниками Аалто создает опытное предприятие Артек , на котором параллельно велись разработки дизайна изделий и совершенствование технологии их производства. Важно отметить, что гнутоклееные конструкции были применены не только как средство создания пластического рисунка формы, но и как формы, функционально соответствующие человеку в положении сидя и как экономически эффективные конструкции. Артек производит по проектам Аалто серии табурета, стульев и кресел, ставшие классикой мебельного дизайна.

XX век, который уже вошел в историю как индустриальная эпоха, дал многочисленные примеры целенаправленной разработки мебельного дизайна на основе заданной технологии, перенесенной из других областей промышленного производства. Применение новых и модифицированных материалов, необычных для мебели технологий позволило увеличить число архетипов мебели, внести разнообразие в композиционные приемы формообразования мебели. Особенно плодотворным оказался период середины века, когда инновации в области технологии формообразования мебели следуют одна за другой. Так, Эро Сааринен, перед которым стояла задача проектирования мебели с ориентацией на сырье и технологию в авиационной промышленности, создал свои первые образцы пластмассовых стульев и кресел на единой опоре, совершенно отойдя от привычного архетипа мебели для сидения. На вопросы о том, как ему удалось сделать такое открытие в области формообразования, которое первоначально воспринималось многими как эпатаж, Сааринен отвечал, что хотел убрать из интерьера путаницу ножек, придать стулу цельность формы. Сейчас единая опора для стульев и кресел воспринимается не просто как обычная, но как совершенно необходимая для устройства, например, подъемно-поворотного механизма. Надо отметить, что форма, разработанная Саариненом, полностью отвечает свойствам материала и технологии изготовления. Еще один пример новаторства в мебельном дизайне - создание скульптором Гарри Бертойя мебели из тонких металлических прутков с применением точечной сварки. Эта необычная и легкая на вид сетчатая мебель тоже стала прототипом для последующих многочисленных модификаций. Эти примеры убеждают, что взаимодействие дизайна и технологии дает наивысший эффект, открывая новые направления в формообразовании мебели.

Перенесение в мебельное производство технологических инноваций из других, более развитых в техническом отношении отраслей промышленности, несомненно можно рассматривать как вариант предыдущего подхода. Перспективное направление мебельного дизайна - минимализм - опирается на взаимодействие дизайна и технологий, перенесенных из автомобильной промышленности. Результаты порой таковы, что, обеспечивая максимальный комфорт, авангардная мебель напрочь опрокидывает традиционное представление о тектонике и конструкции.
Таким образом, следование одной из главных заповедей дизайна - проектировать технологично - имеет смысл, когда требуется модификация известного продукта по имеющейся технологии. Совершенствование технологии способно повысить потребительские свойства изделий, достичь определенного уровня экономической эффективности. Но существенные технологические инновации всегда связаны с новаторством в области мебельного дизайна, без этого немыслимо развитие технологии производства мебели.
Интенсивное развитие новых технологий к середине XX века позволило решить одну из важнейших проблем человечества - обеспечение тиражируемыми, экономически эффективными товарами массового спроса.

Совершенствование уже освоенных и создание новейших технологий в XXI веке обещает решение следующей задачи, тенденция к постановке которой уже очевидна. Ибо в структуре спроса начинает доминировать тяготение к индивидуальности как реакция на тот нейтральный, интернациональной стиль мебельного дизайна, который сформировался под влиянием условий тиражируемости. Высокотехнологичное производство способно выпускать индивидуализированную продукцию за счет модификации элементов больших дизайн-программ на основе единой технологии. Но парадокс заключается в том, что индивидуализированную продукцию даже проще сейчас выпускать на тех небольших производствах, которые образовались у нас на базе бывших больших комбинатов, и это хороший шанс для них.

Сейчас, похоже, складывается благоприятная для мебельщиков конъюнктура, составной частью которой становится рост платежеспособного спроса на мебель. Состоявшееся разукрупнение отечественного производства мебели делает его более гибким и способным создать такое стилевое и ассортиментное разнообразие, которое сможет полностью удовлетворить спрос за счет продукции отечественных предприятий. Однако, выпуск компилятивной продукции создает ситуацию, когда за Державу обидно . Одним из условий успеха отечественных предприятий, кроме достижения технического качества, остается дизайн продукции. Странно выглядит участие в международных выставках с компилятивной продукцией и откровенным плагиатом. Кроме того, наметилась тенденция устойчивого роста слоя покупателей-заказчиков не только со средствами, но и с хорошим вкусом.
Взаимодействие дизайна и производства, точнее - отсутствие такого взаимодействия, остается болевой точкой. Поиск форм и создание правовых норм сотрудничества дизайнера с производством продолжает быть актуальной темой.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные мебельные проекты:

News image

Широкий размах в узкой прихожей

Типичная прихожая: много дверей и недостаточно места для мебели и аксессуаров. Однако даже здесь можно оптимально использовать компактную мебель, не загроможд...

News image

Стулья и кресла с плетеными сиденьями и спинками

Стулья и кресла с плетеными сиденьями и спинками относятся к группе жестких. Основные составные элементы этих изделий следующие: ножки, царги, боковины, сиден...

News image

Чем больше книг тем крепче полка

Многие пользуются книжными полками со сдвижными стеклами, сооружая из них целые небоскребы. К сожалению, теперь для большинства из нас и они недоступны. Но вы...

News image

Детская кроватка своими руками

Появление малыша на свет – это величайшее событие в жизни семьи, и надо приложить максимум усилий, чтобы в этом мире его окружало только красивое и удобное. ...

More in: Мебель для ванной своими руками, Мебель для гостинной своими руками, Мебель для дачи и сада своими руками, Мебель для детской своими руками, Мебель для кухни своими руками, Мебель для прихожей своими руками, Мебель для спальни своими руками, Модульная мебель, Мягкая мебель своими руками, Плетеная мебель своими руками, Полки и перегородки своими руками

Основы производста мебели:

Виды и классификация мебели

News image

При разработке различной документации, под­готовке учебников, технической и справочной ли­тературы по мебели необходим...

Определение формы и места мебели

News image

Для определения формы и места размещения композиционного центра анализируют структуру предмета, в которой выбирают кру...

Тесты тканей для мягкой мебели

News image

Прежде чем поступить в продажу, все ткани проходят тестирование на предмет износоустойчивости, пиллингуемости, степени...

Склеивание в мебельной промышленности

News image

Клеи, - это природные или синтетические вещества, применяемые для соединения различных материалов за счёт образования ...

Реклама*

Проекты для дачи и сада:

Складной столик - простота и удобство

News image

Разумеется, многое из того, о чем рассказывается на этом сайте и что мы предлагаем вам сделать, можно купить в мебельном магазине, причем выполненно...

Когда под лестницей много места

News image

Некоторые уголки нашего дома или квартиры зачастую просто остаются без внимания. Поэтому в большинстве случаев они, к сожалению, используются недост...

Дачное кресло своими руками

News image

Дачное кресло своими руками можно сделать из деревянных деталей и крепкой ткани, а если соединить обычный шезлонг и кресло-качалку, то можно получит...

Делаем мягкую мебель:

Конструкция дивана

News image

В любом доме этому предмету мебели отводится самое лучшее место. Его присутствие в помещении — это не только украшение, но и удобство, и уют. Сегодн...

Диван раскладушка

News image

Основа лежака — плотная н прочная капроновая ткань, подшитая по краям и имеющая два сквозных кармана. В последние оставляются две дюралюминиевые тру...

Двухместный диван

News image

Этот двухместный диван из светлого дерева прост в изготовлении, но в то же время оригинален и удобен. Каркас простой формы из столярных щитов и п...

Авторизация